Под этапами построения коллектива понимают периоды в его развитии, которые отличаются измененным (в фазе перехода) поведением людей по отношению друг к другу и к работе. Каждый этап начинается принятием людьми определенных принципов поведения и заканчивается выработкой более совершенных и эффективных, являющихся основой будущих изменений на новом этапе.
Фаза перехода — это момент освоения коллективом некоего качественного элемента изменений, например переход от поручения задания руководителем к самораспределению работы: от рассмотрения задачи руководителем к обсуждению ее коллективом.
Первый этап в жизни коллектива получил название «притирка». Нетрудно заметить, что люди, впервые объединяясь в группы, оказываются в ситуации, когда прежде всего им необходимо сориентироваться. В этот период люди скорее готовы к выполнению указаний и поручений, нежели к проявлению самостоятельности и инициативы; они стремятся скрыть свои чувства, пытаются быть рациональными, недостаточно прислушиваются друг к другу.
На период «притирки» приходится несколько переходных фаз:
Ориентируясь на задачу коллектива, руководитель:
Для этого этапа характерны следующие переходные фазы:
Для этой стадии характерны следующие фазы перехода:
Теперь все работники выполняют работу качественно, проявляют заботу друг о друге, у них общие, коллективные цели и интересы. Все члены коллектива сближаются, проявляют внимание и привязанность друг к другу. Однако и на этом этапе коллектив может переживать ряд фаз перехода:
Кроме положительных проявлений коллективная деятельность может иногда сопровождаться и неприятными эффектами, которые руководитель должен предвидеть и быть готовым отличить действительно положительный дух коллектива от феномена группового единомыслия. К таким нежелательным эффектам коллективности относятся: иллюзия неуязвимости, стремление к устранению любых возможных возражений, негативное отношение к соперникам, сопровождающееся точкой зрения «мы» против «них», открытое давление на членов коллектива, иллюзия единодушия оценок собственной деятельности.
В случае активного проявления этих феноменов воздействие руководителя должно быть направлено на поощрение в коллективе разномыслия, стимулирование критического отношения сотрудников к предлагаемым решениям, внимательное отношение к мнению меньшинства.
Фаза перехода — это момент освоения коллективом некоего качественного элемента изменений, например переход от поручения задания руководителем к самораспределению работы: от рассмотрения задачи руководителем к обсуждению ее коллективом.
Первый этап в жизни коллектива получил название «притирка». Нетрудно заметить, что люди, впервые объединяясь в группы, оказываются в ситуации, когда прежде всего им необходимо сориентироваться. В этот период люди скорее готовы к выполнению указаний и поручений, нежели к проявлению самостоятельности и инициативы; они стремятся скрыть свои чувства, пытаются быть рациональными, недостаточно прислушиваются друг к другу.
На период «притирки» приходится несколько переходных фаз:
- переход к пониманию и оценке новой производственной задачи;
- переход к новой оценке собственной компетенции как в профессиональной области, так и в области группового общения и т.п.
Ориентируясь на задачу коллектива, руководитель:
- концентрирует внимание людей на совместном планировании и организации дела в ходе общих собраний и планерок;
- определяет цели, стимулирует распределение.
- ведет наблюдение за каждым работником, оказывает ему помощь в поиске личного участия;
- выясняет степень личной озабоченности работника использованием или развитием его профессиональных способностей.
Для этого этапа характерны следующие переходные фазы:
- усвоение необходимости для себя и требование от других демонстрации личных качеств, соответствующих концепции коллективной деятельности;
- несогласие со старой моделью руководства на основе указаний и поиск новой, более приемлемой для коллектива.
- уточняет и поддерживает интересы людей на предпочитаемых ими ролях;
- направляет высокий конфликтный потенциал на корректирование дальнейших совместных действий коллектива.
- управляет эмоциями людей, снижает уровень конфликтности;
- совместно с группой формулирует новые правила отношения к работе, стиль взаимоотношений.
Для этой стадии характерны следующие фазы перехода:
- от руководства на основе указаний к самоуправлению;
- от конфронтации к сотрудничеству.
- ведет в режиме консенсуса принятие решений, выработку идей и планов дальнейшего развития;
- поддерживает самоорганизацию коллектива, а работу поручает методом делегирования.
- поддерживает и укрепляет коллективный стиль отношений и сотрудничества;
- поддерживает и развивает обнаруживаемую готовность людей делиться идеями, поощряет конструктивную обратную связь и эмоциональную открытость.
Теперь все работники выполняют работу качественно, проявляют заботу друг о друге, у них общие, коллективные цели и интересы. Все члены коллектива сближаются, проявляют внимание и привязанность друг к другу. Однако и на этом этапе коллектив может переживать ряд фаз перехода:
- к пониманию и идентификации своих личных взглядов и действий с целями и действиями всей организации или фирмы;
- к пониманию качества продукции как важнейшего фактора стиля и имиджа коллектива и в целом организации.
- концентрирует внимание работников на качестве продукции;
- оценивает эффективность деятельности коллектива.
- развивает потенциал работников;
- поддерживает готовность людей проявлять инициативу.
Кроме положительных проявлений коллективная деятельность может иногда сопровождаться и неприятными эффектами, которые руководитель должен предвидеть и быть готовым отличить действительно положительный дух коллектива от феномена группового единомыслия. К таким нежелательным эффектам коллективности относятся: иллюзия неуязвимости, стремление к устранению любых возможных возражений, негативное отношение к соперникам, сопровождающееся точкой зрения «мы» против «них», открытое давление на членов коллектива, иллюзия единодушия оценок собственной деятельности.
В случае активного проявления этих феноменов воздействие руководителя должно быть направлено на поощрение в коллективе разномыслия, стимулирование критического отношения сотрудников к предлагаемым решениям, внимательное отношение к мнению меньшинства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий